Первое, на что обычно обращают внимание — внешнее состояние. Многие на этом моменте и останавливаются, а если ещё и двигатель запустился от стартера — вообще верх желаний. Конечно лучше, если облицовка, оптика в наличии и целые, но более пристальное внимание надо обратить на двигатель. Вообще, скутер — это довольно надёжный агрегат, и в процессе эксплуатации не возникает серьёзных проблем в пределах ресурса — средний ~ 15 тыс. км. Как показывает практика, скутера поступают на наш рынок с довольно сносными двигателями, редко встречаются экземпляры, которые вообще не дышат. Порядка 90-95% могут проходить ещё не одну тысячу километров, при этом год выпуска здесь роли не играет, зачастую более «заряженные» спортивные скутера имеют общее состояние гораздо худшее, чем самые древние. Но этот процент раза в два уменьшает неправильная, небрежная предпродажная подготовка, техническое обслуживание и ремонт.
Именно поэтому при осмотре скутера вам стоит обратить внимание на внешнее состояние двигателя: сбитые винты, болты, выступающий герметик, нештатный крепёж и т.д. Заметив это, постарайтесь получить внятный ответ от продавца — какие работы уже проводились. Как правило, такие машинки уже изрядно походили по нашим дорогам и восстановлены для продажи.
Если вас всё устроило, запустите двигатель: при работе не должно быть никаких звонов, стуков, свистов и других проявлений чрезмерного износа узлов. Всё это слышно очень хорошо и не надо иметь музыкального слуха для того, чтобы понять, что что-то не в порядке. Когда продавец может предложить к осмотру несколько скутеров сразу, то попросите запустить их и сравните их работу. Будет небольшая разница в работе из-за конструктивного исполнения двигателя, системы зажигания и выпуска отработавших газов. Работа двигателя должна быть устойчивой, без «гуляния» оборотов, после перегазовки обороты устанавливаются примерно на том же уровне, без зависаний и провалов (показатель герметичности системы питания после карбюратора, картера, КШМ, чистоты карбюратора, состояние лепестковых клапанов). Если работа вас устроила, то можно, оговорив условия с продавцом, проверить скутер на ходу.
Трогание скутера должно быть плавным, именно плавным, а не медленным — без рывков и провалов. Проверьте, как работают тормоза, управляемость (при ровном положении руля скутер должен ехать прямо, не пытаясь куда-то повернуть).
По возможности убедитесь, что воздушный фильтр в хорошем состоянии. Основной причиной всех неполадок на 95% является именно он. Фильтр изготовлен из специального поролона, как правило, серого цвета: двухслойного (Suzuki), однослойного (Honda, Yamaha), с ворсом (Yamaha). Встречаются бумажные фильтры — в основном на четырёхтактных двигателях. Фильтр не должен иметь механических повреждений, выкрашивания поролона, слипания и должен быть обязательно пропитан маслом для воздушных фильтров (за неимением оного — возможно моторным). Замена поролона должна проводиться на аналогичный.
Если фильтр разрушен, иногда его просто выкидывают, или нормальный фильтр очень тщательно промывают и ставят сухим (не пропитанным маслом) — и то и другое не сулит двигателю долгой жизни. Поэтому лучше сразу при покупке попросить, чтобы вам показали, где он находится и его состояние, тем более что на большинстве моделей снять его — минутное дело.